Стабильность и разумная осторожность», – охарактеризовала главный принцип своей политики председатель Центробанка Эльвира Набиуллина после того, как совет директоров ЦБ в минувшую пятницу шестой раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 11% – там она находится с августа 2015 г.
Ястребы над Неглинной
Осенью ЦБ давал сигналы о грядущем возобновлении снижения ставок, но на фоне очередного провала цен на нефть и ослабления рубля резко изменил риторику, по итогам январского заседания не исключив возможности ужесточения денежно-кредитной политики. С тех пор цена нефти подросла, рубль укрепился, инфляция снизилась и продолжает снижаться быстрее, чем ожидал ЦБ, – до 7,9% на 14 марта (регулятор ожидал 8,9% к концу I квартала). Однако ЦБ не только не намекнул на возможность снижения ставки, но, наоборот, предупредил, что период умеренно жесткой денежно-кредитной политики может продлиться дольше, чем предполагалось.
У регулятора нет уверенности, что улучшение внешних условий и ситуации в экономике – это постоянный тренд, а не временный, в устойчивости снижения инфляции также нужно убедиться, объяснила Набиуллина: «В этой ситуации правильнее всего не делать резких движений, чтобы потом не пришлось двигаться в противоположном направлении». ЦБ хотел бы избежать повышения процентных ставок в случае, если ситуация изменится к худшему, заявила она.
«Ястребы все еще кружат над Неглинной», – заключает Анатолий Шаль из JPMorgan.
Открытка правительству
К традиционным «подозреваемым» в ухудшении условий для снижения ставки – инфляционным ожиданиям и внешним факторам – добавилась бюджетная политика, отмечает Шаль: суть «открытки правительству» от ЦБ – более консервативная бюджетная политика будет создавать больше возможностей для смягчения монетарной. Однако неопределенность с бюджетом остается как на 2016 г., так и на среднесрочную перспективу.
ЦБ ожидает кардинального изменения источников формирования банковской ликвидности: структурный дефицит ликвидности, т. е. задолженность банков перед ЦБ, сокращается и в течение 2016 г. сменится на профицит, т. е. на отсутствие потребности занимать у ЦБ. Даже при неизменности ключевой ставки это будет означать смягчение денежно-кредитной политики, подчеркнула Набиуллина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий